Кары дорожные
В Кодексе об административных правонарушениях повысились существующие и появились новые меры наказания для нарушителей дорожного порядка.
Расплатиться кругленькой суммой теперь придется по многим статьям. Значительно подорожали нарушения правил выезда на перекресток. За проезд на красный сигнал светофора придется платить не 700, а 1000 рублей. Заезд на стоп-линию обойдется в 800 рублей (ранее отдельной нормы за это нарушение не было). Также в 10 раз повысились штрафы за выезд на загруженный перекресток, если «лишний» автомобиль создаст помехи другим участникам дорожного движения. За «медвежью услугу» автовладельцы теперь будут платить 1000 рублей.
В июле вступит в силу вторая серия наказаний. Они затронут кошельки и интересы главным образом автовладельцев Петербурга и Москвы. Штраф за выезд на выделенную полосу, неправильную стоянку или остановку обойдется петербургским автомобилистам аж в три тысячи рублей.
Принимая драконовские меры, законодатели имели в виду благую цель: напугать автомобилистов жестокой денежной расплатой и тем самым повысить порядок на дороге, а заодно разгрузить их от пробок. Однако в том, что ужесточившиеся карательные меры будут действенными, автоэксперты сомневаются: слишком много недочетов присутствует в самих законах.
Казус под колесами
Автовладельцы успели заметить, что добросовестные сотрудники ГИБДД, например, уже особо пристально всматриваются в пространство под колесами автомобилей на перекрестке – а ну как транспортное средство переехало стоп-линию? По словам автомобильного эксперта Дмитрия Попова, упорядочить вопросы с этой чертой предлагал еще экс-глава ГИБДД, ныне сенатор Владимир Федоров. Но законники наступили на старые грабли: как квалифицировать нарушения на перекрестках, до сих пор не понятно. А значит, наказание рискует превратиться в «кормушку» для стражей порядка.
Во-первых, в правилах дорожного движения говорится, что выезд за стоп-линию, когда речь идет о регулируемом перекрестке, – это уже невыполнение требований остановки перед запрещающим сигналом светофора. «То есть, штраф уже не 800, а 1000 рублей, и грамотный инспектор возьмет именно столько», - отмечает Дмитрий Попов.
Во-вторых, не ясно, что собственно считается выездом за стоп-линию – в ПДД об этом не говорится. Вернее, как его отмерять: по бамперу на «морде», по переднему колесу или еще как-то. Попов отмечает, что судьи соревнований рейсеров по фигурному вождению отмечают наезд передним колесом. На приеме экзаменов на автодроме в ГИБДД делают вертикальную проекцию переднего бампера. «Правы и те, и другие. А значит, буду прав и я, если линия у меня будет под «брюхом» автомобиля между передними и задними колесами», - говорит Попов.
По его мнению, эта нестыковка может обернуться «вымогательством» со стороны инспекторов. «Вопросы тут не к тем, кто штрафы увеличил, а к «писателям» правил дорожного движения», - подчеркнул эксперт. Дмитрий Попов добавил, что в Москве сейчас идет работа над новой редакцией ПДД, вот только «корректоры» не слишком рады дельным предложениям со стороны автоэкспертов.
Закавыка получилась и с остановкой у светофоров, не обеспеченных стоп-линией. Правила говорят, что автомобиль должен остановиться перед краем пересекаемой проезжей части. «То есть, водитель может выехать за светофор и совершить нарушение на тысячу рублей, хотя все правила, вроде бы, соблюдены, - говорит Попов. – Это свидетельствует о том, что люди, разрабатывающие законодательство об административной ответственности, не знают правил дорожного движения. И получается как всегда: идея хорошая – борьба с заторами, а реализация будет плохой, если не разжевать каждую мелочь, что и как следует трактовать».
Представитель Федерации автомобилистов России, координатор петербургских «ТИГРов» Дмитрий Шпейтельшпахер обратил внимание и на другой нюанс: по ГОСТу разметка из пластика (в том числе пресловутая стоп-линия) должна быть видна не менее чем на 25%, из краски - не менее чем на 50%. «Однако в Петербурге на множестве перекрестков разметка практически не видна», - говорит активист. Его слова подтверждают наблюдения автомобилистов в интернет-сообществах.
По мнению Шпейтельшпахера, решить проблему может дублирование разметки дорожными знаками. «Еще надо проверить целесообразность разметки и тех или иных знаков. Например, во многих случаях стоп-линию можно безболезненно передвинуть на два метра ближе к перекрестку и освободить пространство для автомобилей. Мы высылали эти и другие замечания по поводу целесообразности знаков и разметки в ГИБДД, но ответа нет уже несколько месяцев», - посетовал эксперт.
Выделенная полоса невезения
В июле 2012-го, как говорилось выше, автовладельцев ждет новая порция повышенных штрафов, в которых эксперты находят также немало огрехов.
С тем, что выезд на выделенные полосы для общественного транспорта должен караться строго, автоэксперты согласны. Вопрос в том, как организованы эти «особые полосы». Например, на Петроградской стороне, где общественный транспорт на днях отделили от личного делиниаторами, хоть сейчас можно выставлять наряды ДПС и «стричь деньги» с нарушителей, которые выезжают на Большой проспект и невольно оказываются на выделенной полосе.
«То, что происходит на Большом проспекте, называют «экспериментом». ГИБДД не одобряло эту идею, предвидя трудности. Так давайте сначала, условно говоря, опробуем все «на мышах», а потом на людях», - говорит Дмитрий Попов.
А вот что касается неправильной парковки, то здесь надо не только повышать штрафы, но и подкреплять их активными действиями: только тогда жесткие административные санкции будут работать, уверены эксперты. Попов обратил внимание на парадоксальную вещь: большинство автомобилистов, получивших права до 2005 года, на голубом глазу верят в то, что могут парковаться, например, на тротуаре, если не создают помех пешеходам.
С января 2006 года эта норма была отменена, но машины до сих пор очень часто стоят верхом на пешеходных трассах на Невском, Московском, Ленинском и других проспектах и улицах. «Штраф в 300 рублей для таких водителей – сущая ерунда. Вот если бы он вышел из магазина и не обнаружил автомобиля, а затем проделал долгую экскурсию в поисках, куда его эвакуировали, - тогда бы и штрафов не понадобилось», - уверен Дмитрий Попов.
Между тем Дмитрий Шпейтельшпахер обращает внимание на то, что прежде чем вводить драконовские штрафы за неправильную парковку, надо создать условия для того, чтобы автомобилисты не нарушали правил. То есть, строить парковки и должным образом организовывать дорожное движение. «Нельзя всю ответственность перекладывать на автомобилистов. Мы платим кучу налогов, а реальной работы властей не видим», - отмечает эксперт.
Грузи «капусту» ящиками?
Тем временем в недрах Госдумы зреет еще ряд поправок, призванных ужесточить наказания за нарушения на дорогах. Не отстают от законодателей и представители ГИБДД. В опубликованном 12 января в «Российской газете» интервью начальник подмосковной ГИБДД Виктор Кузнецов высказывает мнение о том, что штрафа в 500 рублей за проезд по обочинам явно недостаточно. А значит, скоро может созреть соответствующая законодательная инициатива.
Эксперты отмечают, что езда по обочинам и даже по тротуарам (последнее карается гораздо более строго) для Петербурга – весьма актуальная проблема. Автомобилисты часто грешат этими нарушениями, если, например, на время ремонта не были разработаны приемлемые схемы объезда (так было при многомесячном ремонте улицы Маршала Говорова), и – особенно - в пробках.
Корреспондент «БалтИнфо» в конце 2011 года наблюдал «хроническую ситуацию» на улице Маршала Казакова: был затеян ремонт на пересечении этой улицы с проспектом Маршала Жукова, и автовладельцы, не желая выстаивать по полчаса в пробках, много дней вместе с пешеходами дружно шествовали по тротуарам. И это лишь один пример.
По мнению экспертов, искоренить эти и другие нарушения позволит только неотвратимость наказания. Дмитрий Шпейтельшпахер, например, считает, что помогла бы установка видеофиксаторов. «Посмотрите, что получилось на КАД: водители понимают, что за любое нарушение им придет квитанция в конверте, и они пойдут платить на почту. Нарушают единицы», - иллюстрирует этот довод Дмитрий Попов.
Но, по мнению эксперта, даже видеофиксаторы не помогут, если над всей системой не будет диктатуры закона. Обеспечить ее можно, заставив сотрудников ДПС следить за каждым нарушением, даже если оно «тянет» не более чем на сто рублей.
«Сейчас все сводится к увеличению штрафов. Если повысить штрафы за езду по обочинам до пяти тысяч рублей, сотрудники ГИБДД будут днем и ночью ловить нарушителей и за сутки выполнять годовой план. Но давайте попробуем навести порядок без увеличения штрафов, а именно - неотвратимостью любого наказания. Она действует гораздо эффективней, чем любой штраф», - считает Дмитрий Попов.
Источник: http://www.baltinfo.ru/2012/01/12/Shtra … cev-252888